Кто такие бизнес-консультанты?

0
124

Кто такие бизнес-консультанты? Разновидности консалтинговых компаний и кто их клиенты.

Специалисты, оказывающие консалтинговую помощь, называются консультантами. 

Различают внешних и внутренних консультантов.

  • Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора.
  • Внутренние – это специалисты по экономике, управлению и маркетингу занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, «штабную», научно-внедренческую подсистему организации).

Достоинством внутренних консультантов является то, что они хорошо знают свою организацию, но в то же время существует и несколько отрицательных моментов:
им надо платить постоянную зарплату и тратить деньги на их обучение;

  • внутренние консультанты не подвержены внешней критике, и ошибки, которые они делают, редко обнаруживаются;
  • внутренние консультанты не имеют постоянно возобновляемого опыта работы в других отраслях или фирмах;
  • их положение может привести к безынициативности и отсутствию творческого подхода;
  • внутреннему штату может не хватать управленческих навыков и инноваторского отношения при выполнении трудного проекта.

Внешние консультанты имеют большой опыт работы, они не боятся работать на всех уровнях организации, самые сложные проблемы более охотно будут обсуждаться именно с ними. Им выплачивается лишь гонорар за конкретный проект, тем самым расходы на обучение и развитие своих специалистов снижаются. Кроме того, внешние консультанты имеют множество контактов и могут организовывать эффективный поиск партнеров.

Преимущества консультантов, как внутренних, так и внешних, перед менеджерами следующие:

  1. независимость, непредвзятость взглядов;
  2. широкий кругозор и обладание информацией в различных областях менеждмента в большей степени, чем у практикующих менеджеров (в сил меньшей загруженности проблемами текущего управления на конкретном предприятии);
  3. ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций.

Во внешней консультационной деятельности основным типом организационной структуры является консалтинговая компания.

Большинство консалтинговых компаний можно разделить на три типа.

Первый тип консалтинговых компаний – это большие многопрофильные компании, осуществляющие широкую практическую деятельность, часто с международной ориентацией.

Второй тип консалтинговых компаний — средние по размерам (50–100 занятых) компании, специализирующиеся на одном или нескольких видах консалтинговых услуг. Они занимаются такими специализированными вопросами, как система оплаты труда, система платежей, налогообложение, маркетинг, управление проектами и т.д. Часто такие фирмы собирают информацию по всему миру, отражая международный характер бизнеса большинства своих клиентов.

Третий тип консалтинговых компаний – это небольшие фирмы, которые нашли свою нишу на рынке и сконцентрировали усилия на отдельных отраслях промышленности или на выполнении отдельных специализированных функций, что позволяет им успешно конкурировать с большими компаниями, которые в своей практической деятельности занимаются более широким спектром вопросов.

Клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий и корпораций, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований, как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д. Соответственно перечисленные структурные единицы являются объектом консультирования.

Не все проекты должны заказываться непосредственно высшим исполнительным руководством. Целый ряд задач может рассматриваться на уровне среднего или нижнего административного звена (функциональными службами или производственными подразделениями).

Кроме того, в проекте могут участвовать следующие представители со стороны клиента, так или иначе заинтересованные в выполнении данного заказа:

  • сотрудники, обеспечивающие взаимодействие;
  • сотрудники, привлекаемые к работе над заказом под руководством специалиста-консультанта;
  • менеджеры и другие сотрудники, с которыми будут проводиться собеседования и которые будут готовить необходимую документацию.

Вхождение в консалтинговый бизнес легче с финансовой точки зрения, чем во многие другие виды предпринимательства, поскольку для открытия своего дела в этой сфере требуется не такой большой первоначальный денежный капитал, как для производственной или торговой деятельности.

Основным фактором производства консалтинговых услуг является интеллектуальный капитал. Вместе с тем это же составляет и определенную сложность консалтингового бизнеса, так как удержаться в нем можно, лишь доказав, что этот интеллектуальный капитал находится на достаточно высоком уровне.

Поэтому при создании консалтинговой фирмы подбор адекватного ее задачам персонала консультантов является ключевым фактором, а после создания важнейшим фактором становится обеспечение высокого качества услуг и их соответствия меняющимся потребностям клиентов.

При создании и функционировании консалтинговой фирмы консультант должен постоянно задавать себе два вопроса:
1) «Чем я интересен моим клиентам?»;
2) «Что я могу сделать, чтобы удовлетворить этот интерес?»

Консалтинг относится к видам бизнеса с высокой степенью риска выбытия, и клиент является в нем ключевой фигурой.

Источник — Пособие по основам консультирования. 

Проект Tacis «Преподавание экономических и бизнес — дисциплин в средних школах, технических и классических университетах» реализован Фондом экономических исследований Университета «Эразмус», Rotterdam (SEOR/ EUR) и Государственным университетом – Высшей школой экономики (ГУВШЭ).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here